Компания ООО «Гедаколор-Казань» занимается производством работ всех видов гравировки на различных материалах. В этой статье мы с Вами рассмотрим технику гравировки «Офорт» и не только.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Что нужно знать об офорте.
2. Известные мастера, работавшие в технике офорт.
3. Технология и стили офортной гравюры.
4. Приемы и манеры офорта.
5. История возникновения техники офорта.
6. Технология традиционной техники офорта.
7. Заключение.
1. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ОФОРТЕ.
Офорт — изготовленный специальным способом, вид станковой гравюры. С помощью оттиска с готового клеше получают изображение в технике офорт. Специальными инструментами получение изображения не механическим методом, а воздействием на металл азотной кислотой, то есть химический процесс лежит в основе данной техники.
С помощью специального станка переносят на бумагу и заполняют краской на металлической пластине углубления по контуру рисунка, то есть данная техника печати рисунка относится к глубокой или углубленной. Наиболее удобным методом гравировки является офорт, так как оттиск с одного клеше можно использовать многократно. Рис. №1.
2. ИЗВЕСТНЫЕ МАСТЕРА, РАБОТАВШИЕ В ТЕХНИКЕ ОФОРТ.
Альбрехт Дюрер в своих работах стал использовать офорт и стал первым знаменитым художником. При изготовлении форм для гравюр с различными кислотами и металлами именно он первым начал экспериментировать. С офортными работами Дюрер умело сочетал классические гравюры в своих работах. Рис. №2.
В техника офорта создавали неповторимые шедевры итальянские художники, позднее Рембрандт, а ранее Пармиджанино, используя ступенчатое травление, они добивались игры тени и цвета. Рис. №3.
В 1765 году открыл новый прием в технике офорта французский живописец Жан-Батист Лопренс. Художник Франсиско Гойя стал непревзойденным мастером в этой манере. Суть данного приема в следующем, напоминающий акварельный рисунок, он помогает создавать полутона и данный прием назвали «Акватинта». Рис. №4.
Знаменитую серию гравюр «Пять бессмертных испанцев» в этой технике выполнил и попробовал свои силы даже сам Сальвадор Дали. Рис. №5.
Первыми офортистами в России стали иконописцы. Знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым был выполнен самый первый оттиск в технике офорт. В. Матэ, И. Репин, И. Шишкин и многие другие художники входили в общество офортистов, которое было основано в 1871 году в городе Санкт-Петербург, свои силы ф офорте пробовали позже практически все художники-графики. Рис. №6.
В Московском полиграфическом институте начали преподавать офорт и гравюру в советское время. В типографических изданиях и других иллюстрациях в книгах часто выполняли в технике офорт. В. Звонцов, Г. Захаров, Г. Басыров, Д. Плавский, Э. Неизвестный, В. Янкилевский им начали заниматься художники-графики и свое возрождение офорт пережил в 60-70-ые годы нашего столетия.
Проработкой деталей, бархатистостью штрихов, особенным изяществом и стилем отличаются данные гравюры и в настоящее время эта техника популярна. Рис. №7.
3. ТЕХНОЛОГИЯ И СТИЛИ ОФОРТНОЙ ГРАВЮРЫ.
а). Резцовая гравюра. Резец-штихель, используют для этой технологии специальный инструмент. Наносят сразу на металл рисунок, а травильные вещества в нем не применяют, это самый первый вид гравюры на металле. Шероховатости, стружку и все неровности тщательно зачищают после нанесения рисунка на доску. Для пробного оттиска можно использовать после этого доску. Рис. №8.
б). Пунктирная манера. Небольшие штрихи или точки, используя пунктиры при создании рисунка заключается данный прием. Путем их разброса или же наоборот скученности, размером и различной глубиной точек достигается полутона и глубина цвета.
На загрунтованную пластину, которую позже подвергают травлению, но перед этим различными инструментами наносят точки. В репродукционном офорте чаще используют данную манеру, позже ее переняли мастера-офортисты, но сначала только для резцовой гравюры была характерна техника пунктира. Рис. №9.
в). Карандашная манера. Углубляются методом сухой иглы в классической манере и травлении линии после первого нанесения рисунка на форму. С классическим офортом и сочетанием резцовой манеры произошел данный прием. Густыми и широкими становятся штрихи оттиска после такого приема. Для воссоздания уже имеющихся рисунков использовали карандашную манеру, линии схожи с сантигиной или даже с итальянским карандашом. Рис. №10.
г). Меццо-тинто. Нанесением большого числа шероховатостей и мельчайших углублений достигается эффект зернистости на пластине в этом и заключается данный прием. Смотрятся очень эффектно созданные в этой манере гравюры, стоит отметить, что в технике офорта, это один из самых трудоемких приемов. Создается эффект полутеней, от светлых тонов к темным, что придает плавности переходу.
На темном фоне, умело подобранными светлыми тонами создается рисунок. Из-за преобладания темных тонов на гравюрах меццо-тинто называют «черной манерой» офорта. Богатством полутонов и оттенков отличаются гравюры в технике меццо-тинто. Рис. №11.
д). Сухая игла. Острой иглой непосредственно на металлическую поверхность наносится изображение. Травящие составы и кислоты не используют для нанесения контура в этом приеме. Как отдельную технику гравюры рассматривают иногда данный прием, но относить к приемам офорта данный прием будет правильнее. Сочетают с другими приемами часто сухую иглу, от таланта и навыков мастера полностью зависит красота гравюры. В сочетании с лависом или аквантинтой в техники сухой иглы эффектно смотрятся данные гравюры.
Выполненных резцом или классическим офортом, для доработки гравюр используют сухую иглу. Иглой по металлу сложно прорисовать замысловатые и плавные узоры, прямые штрихи и линии характерны для этой манеры, от мастера требуют физических сил сухая игла. Рис. №12.
е). Мягкий лак. От мастера-офортиста не требуется специальных навыков, поскольку данный прием является простым и иногда срывным лаком называют данную манеру. Кислотоупорный лак добавляют сало или жир, в этом и заключается данный прием. Легко сходит с пластины и становится мягким из-за этого офортный грунт.
Накладывают крупнозернистую бумагу на форму при нанесении штрихов, используя различную силу нажима, узор или рисунок наносят тупым карандашом и к лаку прилипает бумага в местах нажима, от формы лак легко отделяется вместе с бумагой. Зернистый рисунок остается на доске, остатки грунта удаляют и подвергают травлению саму форму. На карандашные наброски похожи данные гравюры. Рис. №13.
ж). Лавис. Канифольный порошок плавится путем нагрева металлической пластины, на которую до этого напыляют канифоль на форму для использования данного приема. Из клея, чугуна и кислоты используют травящий раствор и изображение кистью наносят поверх него, после хорошо промывают форму и добиваясь необходимого результата можно повторять такие манипуляции. Схожие с акварельными картинами имеют мягкие очертания, гравюры в манере лавис. Рис. №14.
з). Резерваж. На подготовленной металлической пластине непосредственно рисование кистью, эта отличительная черта данной техники. Из смеси травленного штриха и аквентинты возникла относительно новая манера в офорте. Специальные гуашь или чернила, а также кисть из стекловолокна для этого используют.
Промывают пластину обычной водой, но прежде наносят лак поверх изображения. С предельной точностью обнажаются места, которые нужно протравить под воздействием воды, гуаши или чернил. Технику художников и особенности авторских рисунков и их индивидуальности позволяет сохранить манера резерваж. Рис. №15.
и). Аквентинта. С акварельными рисунками схожи гравюры в этой манере, добиться мягкого цветового перехода, который позволяет быть более сложным приемом в офорте. Протравливают доску, но перед этим, только контур будущего рисунка сначала наносят на форму.
При нагреве оставляют шероховатости и места, где канифолью или асфальтовым грунтом покрывают оттиск, который должен быть темным, а защитным лаком покрывают светлые места. Повторно протравливают предварительно нагретую доску. В цветной печати, а также совместно с классическим офортом часто используют аквантинту. Рис. №16.
к). Травленный штрих. Только уже потом развивать свое мастерство каждый художник-офортист овладеть этой манерой должен в первую очередь, все характерные особенности техники собравший в себя основной прием под названием «травленный штрих». Специальная офортная игла используется для нанесения на доску травленным штрихом рисунка.
Различного диаметра существуют для офорта стальные иглы, металлические щеточки или пучки игл иногда используют мастера. Делается пробный оттиск, но перед этим форма протравливается, как карандашом на бумаге рисуют на пластине иглой. Для различной глубины контура рисунка и получения изображения разную силу нажима используют мастера. Рис. №17.
4. ПРИЕМЫ И МАНЕРЫ ОФОРТА.
а). Делать цветные гравюры позволяет техника офорт. Производили цветную печать путем покрытия цветами разных участков формы в своих первых попытках, вообще для получения цветной гравюры существует несколько вариантов. С одинаковым изображением, несколько досок стали позже использовать, каждую доску окрашивали в один цвет, они давали цветное изображение при наложении друг на друга.
Накладывают цветное изображение, но прежде для фона иногда делают сначала черный оттиск, некоторые мастера делают оттиск, а затем вручную раскрашивают пластину. Не только форму, подкрашивают и сам оттиск мастера при получении художественных репродукций. Рис. №18.
б). Преимущества офорта. Легкость работы и относительная простота перед другими разновидностями техник гравировки является преимуществом офорта. Создавая неповторимый на пластине узор в любом удобном направлении, выполнять линии и штрихи может мастер, для этого значительных физических усилий не потребуется при создании гравюры.
Объемным рисунок делает кислота при травлении, штрихи при котором разъедаются немного в ширину и в глубину. При изготовлении форм для оттиска, используя разные приемы и манеры, эффекта цветности достигали некоторые мастера офорта. имеет темный, глубокий цвет и выступает на поверхности глубокие линии и штрихи, а утопленные в офортную бумагу, наоборот кажутся более светлыми мелкие и неглубокие линии и штрихи.
Сами мастера-художники изготавливают для гравюр металлические резные формы. Используемые для травления кислоты и их пары, ядовиты для работы с ними требуется техника безопасности, также осторожности и внимательности при изготовлении гравюр по данной технологии. Рис. №19.
в). С лависом и аквантинтой часто сочетают с другими приемами офорта. Полученных травлением на доске или пластине существует несколько манер использования линий и штрихов в технике офорт. Игловой или штриховой, иногда ее называют классической, это самая распространенная техника — «травленный штрих».
5. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕХНИКИ ОФОРТ.
Необходимость наносить изображение на металл было в первую очередь у оружейников и ювелиров, поэтому данная технология появилась у них первой. Слово «офорт» переводится с французского, как сильная вода и имеет написание «eau forte», тут значение имеет смысл азотной кислоты, благодаря которой получают оттиск на металле. Ближе к 17 веку широкое распространение приобрела техника офорта, а в первые о ней упоминается в 16 веке. Рис. №20.
Отдельным видом искусства становятся гравюры 17 века, полученные с помощью офорта, а также в других направлениях искусства, которые начали использовать офорт в том же веке. Со сложными цветовыми переходами и с мельчайшими проработанными деталями добивался высокого качества изображений путем повторного травления Рембрандт, превратив данную технику в вид графического искусства, он делал наброски и зарисовки используя офорт.
Стали использовать в типографии офортные гравюры ближе к концу 18 века, а художники для получения уникального результата использовали различные виды бумаг. Довольно реалистичными и живописными получались иллюстрации, по данной технологии выполнены практически все иллюстрации в книгах того времени. Позволяло многократно использовать форму, так как они были долговечными и это обходилось достаточно дешево. Рис. №21.
6. ТЕХНОЛОГИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ОФОРТА.
а). Полируют и шлифуют, таким образом доску сначала очищают, для этого иногда используют сталь, чаще создают на металлической доске из меди или цинка данный рисунок, далее покрывают лаком слегка нагретую поверхность, для этого кислотоупорный специальный состав используют в качестве лака. На основе воска и асфальта позже начали применять такой состав, а в средние века использовали смесь из воска, смолы и канифоль.
Нанесенные бороздки будут лучше видны на черном фоне, для этого чаще всего берут раствор битумного лака современные мастера, далее коптят форму с застывшим покрытием. Используя офортные инструменты, наносят рисунок на подготовленную форму. Не должна повреждать металл офортная игла, которая до самого металла должна доходить и на всю толщину процарапывая при этом слой лака.
Далее, в местах без защитного слоя лака доску обрабатывают кислотой, и она разъедает в этих местах. При оттиске на поверхность или на бумагу создают рисунок под воздействием кислоты на металле остаются углубления, так он протравливается.
Раствор хлорного железа хорошо подходит для медных форм, а азотную кислоту используют для цинковых форм. Доску промывают после травления кислотным составом, зачищают слой лака и остается очертание углубленного изображения на поверхности. Бензин или скипидар используют для удаления лака с пластин. Рис. №22.
б). Наносят краску на готовое клеше для получения оттиска. Специальной губкой или шпателем снимают излишки краски, потом на ткань или на бумагу переносят рисунок. С затемненными участками, полутенями или со сложными цветовыми переходами могут быть создаваемые с помощью техники офорт рисунки.
Возможность ступенчатого травления является отличительным качеством данной техники. Травлением и процарапыванием рисунка с защитным лаком повторяет операцию, но прежде выполняет пробную печать мастер после нанесения изображения. Идеального результата и мельчайшей проработки, таким образом добивается мастер. Для печати оттисков ее можно использовать и к дальнейшему использованию доски из цинка или меди готова после нескольких травлений. Рис. №23.
в). Небольшие отличия имеет каждый оттиск, так как считается отдельным произведением искусства. Уникальность и свою ценность имеет каждый из них, они отличаются один от другого, так как на разных стадиях травления сделаны оттиски.
По несколько копий одной работы осталось у Рембрандта, который для своих гравюр часто использовал офорт. Подвергают травлению повторно другие участки, а иногда уже протравленные участки покрывают лаком. Отмечают время травления формы, где для ступенчатого травления мастера используют специальную временную шкалу, на картине глубину тона и тем самым глубину штрихов варьируют путем увеличения времени травления. Таким образом, получается темнее цвет на оттиске, при получении более глубоких канавок. Рис. №24.
г). Настолько детально проработанным становится оттиск, что стираются мельчайшие детали при постоянном и многократном использовании формы и это нужно учитывать при изготовлении досок, требуют реставрации и не имеют высокой ценности такие доски. Медные и цинковые доски мягче, значительное количество тиражей выдерживает более долговечные железные формы. Рис. №25.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Компания ООО «Гедаколор-Казань» долгое время занимается гравировкой на металлах и на других листовых и рулонных материалах. Мы обладаем европейской технологией «Гедаколор» и являемся эксклюзивными представителями данной технологии в России. Надеемся на взаимовыгодное сотрудничество, свяжитесь с нами удобным для Вас способом. Ниже вы найдете форму обратной связи, а также другие интересные статьи на нашем сайте.
Смотрите наше ПОРТФОЛИО здесь.
Оставляйте заявку и мы с Вами свяжемся.
ООО «Гедаколор-Казань» — лидирующая компания на рынке металлографики в производственно-технической и в рекламно-сувенирной сфере.
Обязательство перед нашими клиентами всегда соблюдаем!
Сроки изготовления оптимальные.
Любой необходимый материал подберем по желанию клиента!
У нас изобилие различных материалов.
Качественное и стойкое изображение!
Не теряет цвет, не стирается, устойчиво к царапинам.
Сделаем образцы и пришлем фотографии по согласованию макетов!
Удобство работы-удаленное согласование.
Собственное производство позволяет устанавливать цены ниже средних по рынку!
Читайте похожие статьи:
- Шильды
- Часовые циферблаты
- Фото на металле
- Фасадные таблички
- Товарные и информационные знаки
- Технические шильды
- Рекламные шильды
- Офисные и мемориальные таблички
- Лицевые панели приборов
- Клубные дисконтные карты
- Информационные щиты
- Информационные знаки
- Значки