ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК ПО ГОСТ 2.317-2011.


   Компания ООО «Гедаколор-Казань» занимается производством металлографики и других полиграфических и лазерных работ, а также изделий по европейской технологии «Гедаколор».

В этой статье мы с Вами рассмотрим подробно термин «технический рисунок», а также разберем по ГОСТ 2.317-2011, где и как он применяется.

   Посмотреть и скачать ГОСТ 2.317-2011 можно здесь.

Подробнее о наших изделиях можно ознакомиться в разделе «Портфолио».

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Назначение и суть технического рисунка.

2. Технический рисунок и правило его выполнения.

3. Для создания технического рисунка принадлежности и материалы.

4. Оттенения поверхностей на техническом рисунке.

5. Нанесение на поверхности светотени многогранников.

6. На поверхности вращения нанесение светотени.

7. Методика рисования технического рисунка.

8. На аксонометрических изображениях разрезы.

9. Сборочные единицы и детали технического рисунка.

10. Плоскостной рисунок.

11. Технический рисунок в наглядности аксонометрических проекциях.

12. Элементы композиции технического рисунка.

13. Понятие о пропорциях в техническом рисунке.

14. Аксонометрия плоских фигур в техническом рисунке.

15. Построение углов и деление отрезков на равные части для технического рисунка.

16. Методика рисования линий технического рисунка.

17. Аксонометрические проекции технического рисунка по ГОСТ 2.317-2011.

18. Методы проецирования для построения технического рисунка.

19. Технический рисунок. Заключение.

1. НАЗНАЧЕНИЕ И СУТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА.

   Технический рисунок является общепринятым использованием того типа изображения, которое может наглядно показать форму рассматриваемого предмета, в тех случаях, когда быстро и необходимо, это пояснить. При помощи рисунка, на выражении технической идеи, которое направлено на вид изобразительной деятельности человека и представляет сложившиеся исторически вид изобразительной деятельности, называется техническое рисование.

   С полной передачи светотени и цвета в объемно-пространственном формате, так и без использования светотени, в линейном формате может быть технический рисунок. Три частных вида аксонометрии получили наибольшее распространение при выполнении технического рисунка:

а). Фронтальная косоугольная диметрия.

б). Диметрия прямоугольная.

в). Изометрия прямоугольная.

2. ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ПРАВИЛА ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ.

/Рис. №1/.

Техничекий_рисунок_по_ГОСТ_2.317-2011_2

   По описанию, а также по чертежу, представленному несколькими или одним видом и может быть выполнен с реального предмета, с натуры технический рисунок. Что и во время построения аксонометрических проекций соблюдается те же правила при выполнении и технических рисунков в любом из перечисленных выше случаях, которые выглядят следующим образом:

а). В прямоугольной диметрии следует изобразить деталь в том случае, если она не дает наглядного и необходимого представления в прямоугольной изометрии, то при изображении данная деталь должна быть в центре квадратной формы. Применить прямоугольную изометрию при создании технического рисунка будет целесообразным параллельных горизонтальных плоскости проекций деталь, которая преимущественно состоит из окружностей. От формы изображаемого предмета напрямую зависит выбор вида технического рисунка, который будет выполняться на основе вида аксонометрической проекции.

б). Чертится оси аксонометрии, далее плоская фигура изображается в основании предмета, которая является основанием, следующим шагом достраивается до геометрического тела плоская фигура, затем геометрическая форма предмета и конструкция уточняется и выбирается способ оттенения, обводка и дорисовка выполняется изображенного предмета, данный этап завершающий и технический рисунок можно считать готовым. Неотъемлемой частью технического рисунка является оттенение, и оно представлено следующими видами:

а). Штриховка — параллельными сплошными линиями различной толщины производится способ оттенения изображения.

б). Шраферовка — в виде двойной штриховки или штриховки в виде сетки.

в). С помощью нанесения точек — расстояния между ними увеличивают с увеличением поверхности освещения, а ближе к друг к другу наносят точки на темные части предмета. Наличие различных принадлежностей и специальных материалов требует процесс создания технического рисунка, и одних соблюдений правил построения для этого недостаточно.

3. ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И МАТЕРИАЛЫ.

а). Мольберт — использовать чертежную доску, иногда многие предпочитают вместо мольберта, а сам мольберт является специальной подставкой во время работы, на которую помещают технический рисунок, которая преимущественно изготовлена из дерева.

б). На чертежной доске или к мольберту для крепления технического рисунка используются кнопки.

в). Стерки и ластики — их используют для удаления лишних линий при построении технического рисунка, а также в основном для высветления тона бликов и штриховки, в остальном их стараются использовать как можно реже и стерки с ластиками применяют обычно мягких сортов, которые покров бумаги не стирают.

г). Карандаши — наносить светотень рекомендуется при помощи карандаша 2М, М, и В, а само построение технического рисунка выполняют карандашом средней твердости НВ и ТМ, таким образом, карандаши выбираются различной твердости для выполнения технического рисунка.

д). Бумага — 297 Х 420 мм, это формат бумаги А3 чертежной или плотной рисовальной, является общепринятым использование для создания технического рисунка данный вид бумаги.

4.  ОТТЕНЕНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА ТЕХНИЧЕСКОМ РИСУНКЕ.

   Оттенение – это, применение передачи объема с помощью светотеней условными средствами в техническом рисовании для придания рисунку большей наглядности и выразительности. Одни части поверхности не получают световых лучей, другие получают больше света чем остальные части поверхности. Распределяется не равномерно лучи падающего света на поверхность предмета, поскольку ограничивается различными поверхностями форма предметов.

   Плохо освещенные, темные предметы отражают мало света, а хорошо освещенные и светлые предметы отражают много света, также источником отраженного света являются другие предметы, которые также освещены отраженным от окружающих его других предметов, поэтому не только основным источником света освещен в конкретной световой среде, в которой находится каждый предмет называют светом освещенную часть поверхности предмета. Из блика, света, полутона и собственной тени состоит светотень.

Наиболее удаленные поверхности от света оттеняются темнее, а наиболее освещенные поверхности оттеняются светлее, таким образом, путем градации тени и света достигается отображение выпуклости предмета. Тень — справа, свет всегда будет падать слева, таким образом источник света всегда находится сзади рисующего и сверху, так принято условно считать в техническом рисовании, от угла наклона световых лучей зависит освещенность предмета и при восприятии объема предмета главную роль играет распределение света на поверхности предмета, которую называют светотенью.

   Ослабляя силу собственной тени и отражая свет, освещенная поверхность, световые лучи основного источника света, на которую не падают части поверхности тела, образуется собственная тень. Поверхности полутени и света всегда бывают темнее и такое высветление собственной тени светом и отраженным, называют рефлексом.

   От света к тени и наоборот осуществляется постепенный переход при помощи полутонов и полутонами называют на поверхности предмета слабо освещенные места, а на предмете самое светлое пятно называют бликом. С полным нажимом проведенная графитом карандаша линия будет самым темным тоном, а цвет бумаги на рисунке будет самым светлым тоном.

   Сведенные в гармонию тональных отношений, через оттенки серого к светлому от темного тона и передать на нем световую гамму, значит выдержать рисунок в тоне. Наблюдаемому в натуре отношение тени и света должен соответствовать тон, который наносится различными способами, оттенок, означающее качество, так переводится греческое слово Tonos — тон.

   Таким образом, выявляют на изображении светотень. От расстояния источника света до поверхности зависит освещенность. Чем слабее освещена поверхность, тем меньше падает на нее лучей и тем меньше угол наклона лучей по отношению к поверхности и если лучи падают на нее перпендикулярно, то в таком случае поверхность получает самую большую освещенность.

   По отношению к источнику света расположенных в отдельных частях в пространстве необходимо ясно представлять его конструкцию для правильной передачи формы предмета и объема на изображении. Тоновые и штриховые бывают технические рисунки и аксонометрические чертежи, на которых используются светотень. Акварельными красками тушь и карандашом наносится тон на тоновых рисунках. С помощью рейсфедера или ручки с пером, тушью или карандашом, штрихами или точками условно передают тон на штриховых рисунках.

   Штрафировка — без заметных границ элементов светотени от белого до темного тон должен переходить плавно.

   Тушевкой — называют технику работы карандашом на тоновом рисунке нанесенным светотенью /Рис. №2,3,4/.

Помещенных рядом цилиндр и куб, на данном примере лучше всего наблюдается явление освещенности.

Переход постепенный и мягкий к теневой освещенной поверхности цилиндра, тогда как определенный и резкий на гранях куба переход от тени к свету. Характер освещенности поверхности цилиндра и граней куба различен, это можно установить анализируя распределение элементов светотени с точки зрения этих тел. При нанесении светотеней на изображение следует руководствоваться двумя правилами, поскольку одни части поверхности освещаются меньше, а другие больше и неодинаковое распределение света происходит на поверхности предмета.

а). Контраст света и тени, расположенных ближе к источнику света, а на предметах удаленных от него тусклее, чем на самих предметах и наоборот.

б). Высветляются — затемненные с удалением от наблюдателя, а освещенные части предметов с удалением становятся темнее.

5. НАНЕСЕНИЕ НА ПОВЕРХНОСТИ СВЕТОТЕНИ МНОГОГРАННИКОВ.

/Рис. №5/.

   В направлении, параллельном углу наклона плоскости — параллельно аксонометрическим осям, в горизонтальном — горизонтальные, в вертикальном направлении штрихуют поверхности вертикальные от положения изображаемой многогранной поверхности, в этой зависимости наносят штриховку. От горизонтальной плоскости проекций наблюдается ярко выраженный рефлекс, особенно в зоне 10, а также в зоне 9. Так как, усиливается рельефность куба и самые темные зоны 8 и 7 опасаться перетенить их не следует, так как такая ошибка вполне допустима.

   Полученный от плоскости куба, на которой находится этот рефлекс усиливается в зоне 4. Менее светлые зоны 2 и 3, более светлой кажется зона 1 из-за правой грани куба и собственной тенью, находящейся рядом с ней, возникает контраст, однако одинаково освещены зоны 3,2 и 1.

   По прежнему, зона 1 является самым светлым на передней грани местом. Более затемненной изображена горизонтальная грань куба в следствии того, что зона 6 освещена не равномерно.

6.  НА ПОВЕРХНОСТИ ВРАЩЕНИЯ НАНЕСЕНИЕ СВЕТОТЕНИ.

/Рис. №6/.

   Следующим элементам соответствуют светотени на данных зонах, на семь равных зон можно разделить внутреннею и наружную поверхность цилиндра. На поверхности полого цилиндра показано нанесение светотени:

а). Рефлекс — 7.

б). Тень — 6.

в). Полутон-полутень — 5.

г). Свет — 4.

д). Блик — 3.

е). Свет — 2.

ж). Полутон-полутень — 1.

   Перед тем как начинают затушевывать поверхности, о контуре изображения дают нам информацию, вмятины от грифеля, который оставил карандаш, нанесенный с небольшим нажимом обведенного изображения, который затем стирают перед нанесение тушевки. Светлым и темным, с крайними тонами сравнивая полученный тон, необходимо сверять тональную взаимосвязь, также должны быть незаметными переходы от света к тени и наоборот. К более светлому от более темного рекомендуется выполнять на изображении нанесения тона.

   На противолежащие зоны поверхности перемещают соответственно, рефлексы и собственную тень, полутона и блик, по такому же принципу, что и внешнею заштриховывают внутреннею поверхность цилиндра. Параллельно образующим, наносят штриховку на внутренней и внешней поверхностях цилиндра линий штриховки, таким образом, как и штриховку граней и по тем же правилам наносят штриховку основания цилиндра.

7. МЕТОДИКА РИСОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА.

/Рис. №7/.

Не каждый в отдельности, а все сразу рисуются тела из нескольких геометрических элементов, когда натура состоит из группы тел, такой характер рисования технического рисунка. С осью симметрии предмета совмещать одну из аксонометрических осей будет целесообразно изображая симметричные предметы с учетом коэффициентов искажения по направлениям соответствующих осей или координат откладываются размеры и это позволяет строить изображение.

   Параллельны аксонометрическим осям должны быть основные измерения и следует располагать изображения именно так, в целях упрощения построения технического рисунка. Знание законов построения аксонометрии и от умения наблюдать, зависит правильность решения этой задачи. Какие части элемента будут видимы, какие элементы и части предмета изменятся при плоскостном изображении и как преобразуется видимая форма предмета, таким образом, в плоскостное изображение объемную форму предмета в процессе, переводят выполнение рисунка.

   Облегчает работу и развивает пространственное представление объемный трехмерный предмет, а именно изобразить и понять помогает такой способ построения. Как простую геометрическую форму рассматривают сложную трехмерную, в этом и заключается суть данного метода, который называется упрощением формы или способ обобщения, и чтобы правильно понять задачу, стоит правильно разобраться в общей форме предмета.

   Являющемся дополнением к целому стоит уделять меньше внимания, чем к главному в предмете, нарушать впечатления целого не должны в конечном результате, второстепенных и частных задач, переходить к решению постепенно, решение общей задачи стоит начинать с больших обобщений при начале работы над техническим рисунке.

   Перед тем, как определить отношение отдельных тел друг к другу, то есть составить соотношение всех групп тел по ширине и высоте, определяют сначала пропорции всей натуры, далее строим «скелет» натуры, учитывая выявленные пропорции и габариты элемента, местоположение которого отмечают на листе.

   Затем усиливают тон, постепенно уточняют линии натуры в целом и найденные пропорции элементов и только когда правильно решена композиция рисунка, едва заметными легкими линиями начинают рисунок. Общую форму натуры набросочными линиями схематично устанавливают детали предмета, при этом характерные и все второстепенные детали не рисуют.

   Мелкие особенности элементов вырисовывают, такие как тела вращения и многогранники, их просто можно заменить параллелепипедами на первоначальном этапе, а уже после приступают к построению каждого элемента. Симметрией и проверкой пропорционального геометрического соотношения элементов уточняется наброском с натуры.

   Общим тоном рисунка в стадии завершения поглощаются и зрительно, почти не воспринимаются на рисунке проведенные при построении неточные первоначальные линии. И перед тем, как обведем технический рисунок, более четким контуром проверим точность выполнения построения и сотрем все ненужные линии.

8. НА АКСОНОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ РАЗРЕЗЫ.

/Рис. №8/.

   С учетом коэффициента искажения по сторонам, которые параллельны аксонометрическим осям лежащих в соответствующих координатных плоскостях параллельно одной из диагоналей проекций квадратов наносят линии штриховки сечений Также, применяют штриховку не попавших в разрез от частей, изделия для отличия рассеченной части.

Наглядность конструктивных форм при этом не должна теряться и только тогда, когда они действительно необходимы следует применить в этих случаях разрезы. Итак, из условно отсекаемой части удаления, параллельно плоскостям проекций, путем сечения плоскостями разрезы в аксонометрических изображениях изделий.

9. СБОРОЧНЫЕ ЕДИНИЦЫ И ДЕТАЛИ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА.

/Рис. №9/.

а). Рисование по чертежу сборочной единицы.

Последовательность соединения всех деталей между собой изучают по спецификации состоящего из двух и более частей, определяющий состав изделия в виде текстового документа, называют спецификацией. Со сборочным чертежом и со спецификацией надо ознакомиться, прежде чем приступить к построению сборочной единице рисунка.

   Для контроля, сборки и другие данные с изображении, сборочной единицы содержащиеся в изображении хранит документ, который называется сборочный чертеж. Со всей сборкой в целом и отдельные его части между собой сопоставить габариты и выявить соотношение на глаз и уже визуально изучить чертеж, обязательного умения читать чертеж от рисующего требуется для выполнения рисунка сборочной единицы.

   Что и при рисовании сборочной единицы с натуры приступают к построению рисунка в расположении деталей относительно друг друга, изучив в механизме расположения деталей формы каждой детали и их характерные особенности.

б). С натуры рисование сборочной единицы.

Что и рисование с натуры отдельных деталей и основано на тех же принципах рисования сборочной единицы с натуры, которые мы перечислим ниже. С помощью сборочных операций изготовитель — склеивания, развальцовки, опрессовки, пайки, свинчивания и так далее соединяют между собой на предприятии составные части изделия, которые называются сборочной единицей.

   Для этого нужно:

 — Определить назначение изделия.

 — Между собой уяснить и разобрать взаимосвязь отдельных деталей.

 — Определить соединение между собой и их последовательность, запомнить назначение каждой детали.

 — Взаимодействие и их внутреннее расположение деталей, продумать, чтобы получить более ясное представление и какой оптимальный сделать вырез

 — Выбирается более наглядная аксонометрическая проекция, в которой сборочная единица будет выглядеть выгодно и естественно.

 — Продумывается композиция и приступают к построению рисунка.

в). С натуры рисование детали.

Проанализировать должен деталь рисующий, прежде чем приступить к рисованию с натуры, а именно:

 — Определяем назначение и название детали.

 — Иногда в нерабочем положении рисуют деталь для большей выразительности, для этого нужно определить ее рабочее положение и со всех сторон рассмотреть данную деталь.

 — Пропорциональную зависимость всех частей необходимо определить  и установить общие на глаз пропорции.

 — Выявить конструктивную форму детали, то есть на простые геометрические тела мысленно расчленить деталь.

 — Определяем композицию рисунка, для этого выбираем вид аксонометрической проекции и определяем какие нам необходимо выполнить разрезы.

г). Рисование деталей по чертежу.

Понять конструктивную форму предмета позволяет рисунок, соотношение частей и габаритные размеры предмета, необходимо сопоставить на глаз, а также тщательно изучить чертеж в процессе его чтения, то есть отдельных частей и в целом представить формы детали, умение читать чертеж требуется от рисующего для выполнения рисунка по чертежу.

   На глаз в пропорциональном отношении надо брать все размеры и не следует при помощи линейки и циркуля делать никаких замеров для рисования деталей по чертежу. Сравнивая величины, а потом каждой отдельной части намечают размеры, для этого между крайними точками всей детали на глаз определяют отношения, также как и при рисовании с натуры и в зависимости от его композиции рисунок можно выполнять либо уменьшенным, либо увеличенным, то есть правила при рисовании с натуры точно такие же, как при выполнении детали рисунка по чертежу.

10. ПЛОСКОСТНОЙ РИСУНОК.

/Рис. №10/.

Необходимо установить, приступая к изучению изображаемого предмета:

 — Расстояние между фигур и их пропорциональное соотношение.

 — Относительно друг друга взаимное расположение выявленных фигур.

 — Из чего составлена фигура — конус, пирамида, призма, цилиндр, шар и другие из каких главных простейших составляющих элементов.

   На рисунке №10 чайник нарисован не верно, так как поднять выше нужно носик чайника, это очевидно, если применить закон сообщающихся сосудов. И на оси вращения в одной точки нужно было нарисовать сходящимися, так как образующиеся очерковые являются особенностью усеченного конуса.

   На примере рисунка чайника мы можем убедиться в том, что человек видит мозгом, а не глазами, по крайней мере, так считают физиологи и знание законов различных наук, таких как физика и математика помогает при рисовании видеть предмет. Слева на рисунке №10 мы видим, что с помощью двух треугольников, линий и двух овалов разной величины, после указаний взрослого, рисунок кошки под силу даже дошкольному ребенку.

Правильно изобразить рисунок легко позволит разбивка контура предмета на геометрические простые формы, для этого стоит изучить форму натуры и внимательно рассмотреть, чтобы это увидеть. Как говорится в поговорке «Смотреть, еще не значит видеть», так и здесь отношения размеров изображаемой фигуры на рисунке является восприятием глазомера и развития чувства пропорции, это основная цель плоскостного рисования. В ортогональной проекции, спроектированной на плоскости, изображается во всей своей пространственной сложности при плоскостном восприятии всей натуры.

   Объемное восприятие и плоскостное восприятие натуры, это двоякий зрительный подход к натуре, хотя они и возникли одновременно, значительно быстрее рельефного изображения развивалось плоскостное рисование в виде планов сооружений, изображения фронтальных фасадов зданий и орнаментов.

11. ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК В НАГЛЯДНОСТИ АКСОНОМЕТРИЧЕСКИХ ПРОЕКЦИЯХ.

/Рис. №11/.

   С наименьшим искажением форм и наибольшую отчетливую видимость основных частей детали на рисунке следует понимать под ее наглядностью. Простоту построения рисунка и большую наглядность изображения обеспечивает проекции аксонометрический правильный выбор. Закрывать друг друга не должны отдельные части детали, всех основных изображаемой детали элементов, это является главной задачей обеспечения видимости, а также от формы детали зависит выбор аксонометрической проекции. Выполненных в косоугольных и прямоугольных проекциях, таких предметов как фланец-деталь, цилиндр и куб несколько рисунков этих предметов сравним, чтобы лучше представить, насколько важна наглядность изображения.

   В прямоугольной изометрической проекции предметы изображены на рисунке №11.1.

Поскольку по всем трем направлениям они имеют одинаковое искажение координатных осей Х, У, Z. Сходное с перспективным изображение, как в прямоугольной диметрии, это изображение отличается наибольшей наглядностью. Здесь куб получается маловыразительным и для характеристики изображаемого предмета необходимых для этого и когда одинаковое количество элементов имеют три стороны предмета, то для этих случаев применяют прямоугольную изометрию.

   На рисунке №11.2 в прямоугольной диметрической проекции более наглядными получились рисунки цилиндра и куба благодаря тому, что по одной из координатных осей произошло большее сокращение размеров, но менее выразителен чем в прямоугольной изометрии, в прямоугольной диметрии получился рисунок фланец-деталь.

/Рис. №12/.

   На рисунке №12.1 нарисовать эллипс проще, чем нарисовать несколько окружностей, что потребовалось при изображении фланца-детали. С большим искажением формы и маловыразительными получились проекции цилиндра и куба, стоит отметить, что в косоугольной фронтальной изометрической проекции выполнены фланец-деталь, цилиндр и куб, и он не нагляднее двух предшествующих рисунков и уступает в простоте построения данный рисунок.

   Проще рисовать их, когда они изображаются в искаженном виде, когда можно расположить параллельно фронтальной плоскости проекций в виде кривых поверхностей обтекаемых форм, то в таких случаях используют косоугольную фронтальную аксонометрию.

   На рисунке №12.2 несколько сложнее строить и обладают меньшей наглядностью все рисунки в косоугольной горизонтальной изометрической проекции.

/Рис. №13/.

   Выглядят по разному в косоугольной фронтальной диметрической проекции выполненные рисунки. Выбрать наиболее наглядный из различных, аксонометрических проекциях и выполнять в таких случаях рекомендуется технические рисунки, особенно если стенки, спицы и ребра, и другие наклонные элементы, то более наглядное изображение изделия трудно определить, какой же дает вид аксонометрии в некоторых случаях.

   Например, в прямоугольной изометрии фланец-деталь, в прямоугольной диметрии — цилиндр, в косоугольной фронтальной диметрии — куб. Здесь хорошей наглядностью обладает фланец-деталь и куб, а цилиндр наоборот получается маловыразительным в косоугольной фронтальной диметрии.

12. ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА.

   Придать единство различным частям художественного произведения представляет собой расположение, что в переводе составление означает с латинского Composito — Композиция. С читаемостью и наглядностью рисунка прямо связана эстетических качеств изображения и является одним из главных срезов создания композиции. Поэтому, наиболее полно раскрывает форму предмета точно выбранная аксонометрическая проекция, что будет выгодной особенностью технического рисунка.

   Не мешала восприятию изображения и не отвлекала внимание рамка, то изображение нужно чуть сдвинуть вправо на листе, если не находится слева по содержанию главная часть детали. Оставляя больше пространства внизу смещая изображение вверх листа при направлении и взгляде на деталь. Оставлять больше места на верху, в верхней части листа, если же мы смотрим на деталь отсюда, как бы сверху.

   Поскольку, некоторую часть пространства вокруг изображаемых предметов и подсознательно включает в поле изображения зритель или наблюдатель, рассматривая изображение на листе, то при компоновке стоит это учитывать. Также, освещение детали идет слева и принимается наиболее наглядное положение, может меняться ориентация детали для различных аксонометрических проекций.

   Ширина, высота и длина — эти три измерения и в этих трех сторонах необходимо развернуть деталь так, чтобы они были хорошо видны. Под планируемую величину изображения подбирают определенный формат листа, который 75-50% должен занимать рисунок в грубом приближении. Не нужно делать изображение большим, если предмет имеет простую форму и мелкие элементы детализировать нет необходимости. Увеличивают размер изображения, если требуется, чтобы мелкие элементы предмета были четко изображены.

Элементами простой формы, на первых этапах, построение элементов сложной формы стоит заменить на более простые геометрические тела, применив декомпозицию или расчленение, таков путь анализа объектов сложной формы. Анализ составных элементов изображаемого предмета и его геометрических форм стоит провести внимательно, изучив форму предмета, только после приступать к построению рисунка. Расположение изображаемых предметов на листе стоит уравновесить с композицией технического рисунка, такое предъявленное основное требование.

Все второстепенные детали должны подчиняться главному предмету в композиционном центре, на котором сосредотачивается внимание, зрителя и таки образом, связанные между собой должны быть элементы общей композиции.

13. ПОНЯТИЕ О ПРОПОРЦИЯХ В ТЕХНИЧЕСКОМ РИСУНКЕ.

/Рис. №14/.

   Со значительно более высокой точки зрения будет казаться высота вазы и сильно сокращенной по отношению к ее ширине, если смотреть на нее под данным углом зрения. Казаться тем же должен нам сам предмет в реалистическом изображении, но восприниматься различно с различных точек зрения при наблюдении будут пропорции предмета. С определенной точки зрения от пропорций его изображения истинные соотношения величин частей предмета следует отличать.

   Но и на рисунке и не только в натуре нужно проверять и сравнивать пропорции. По отношению к большому или наоборот малый размер и в каком отношении они находятся определяют на глаз — визуально, то есть пользуются взаимным сравнением размеров изображаемого предмета для определения пропорции. Большее сходство с натурой имеет изображение и чем точнее на рисунке определены пропорции предметов и чем соотношение величин частей предмета к целому и друг к другу, тем точнее будет пропорция.

   Для этого нужно владеть техническими приемами рисования и на плоскости листа правильно передать форму предмета, уяснив его конструкцию и правильно определить его пропорции. В окружающих нас явлениях и вещах очень важное, в процессе рисования, это умение подмечать характерное и главное. С данной точки зрения глаз воспринимает изображение таким, каким оно существует в природе и объемные предметы окружающей нас действительности выглядят реалистично на техническом рисунке.

14. АКСОНОМЕТРИЯ ПЛОСКИХ ФИГУР НА ТЕХНИЧЕСКОМ РИСУНКЕ.

/Рис. №15/.

   Построение аксонометрии начинается с вершин и их построения с последующим соединением между сторонами многоугольника, прямыми линиями, следовательно из отрезков прямых линий — сторон и точек — вершин многоугольника состоит геометрическая фигура, то есть основой построения технических предметов и геометрических тел является построение плоских фигур аксонометрических изображений.

а). Построение технического рисунка -квадрат в виде ромба АВСD справа изобразили квадрат, но предварительно построим слева в прямоугольной изометрии квадрат АВСD с условием, что АВ параллельно оси Y, а сторона АD параллельна оси Х.

 — Нарисуем Y и Х оси прямоугольной изометрии, затем равные половине стороны квадрата отрезки /0:3/ и /0:1/ и отложим точки О на оси Х далее, так как по всем осям в изометрии коэффициенты искажения равны единице, то половине стороны квадрата, также равные /0:4/ и /0:2/ от точки О отрезки на оси Y отложим отрезки.

 — Теперь, параллельные оси Х прямые 4 и 2 через эти точки проведем прямые, а параллельные оси Y точки 3 и 1, также проведем прямые и получим параллелограмм АВСD на пересечении этих прямых.

б). Аксонометрия окружности технического рисунка.

/Рис. №16/.

 — В аксонометрических проекциях навык более правильного изображения быстрее получить и позволяет рисовать вместе с квадратом, в которую она вписывается данная окружность.

 — Будут равными диаметру окружности отрезки /2:4/ и /3:1/, оси Х, Y будут взаимно перпендикулярные линии, которые проведем через точку О, это будет середина квадрата, то есть на нарисованном квадрате АВСD проведем две диагонали.

 — Разделим пополам в точке F отрезок /Е:2/ и в свою очередь точкой Е найдем середину отрезка /А:2/, это нужно нам для того, чтобы определить промежуточные точки окружности, далее также на две равные части точкой G разделим отрезок /А:1/.

 — С заданным диаметром точки О и отрезком /1:3/ принадлежать окружности будет точка 5 и в этой точке пересечем диагональю АС прямой /G:F/, которые мы соединим прямой F и G, из оставшихся трех четвертей квадрата в каждой проделаем такое же построение, что и при нахождении точки 5, выполним для нахождения точек 8, 7, и 6.

 — Касается сторон параллелограмма или квадрата, кривая эллипса или окружности в точках 4, 3, 2 и 1, это стоит обратить внимание, получим изображение окружности последовательно и плавно соединив все восемь точек.

 — В виде эллипса изображается окружность в аксонометрии, в виде параллелограмма будет проекция квадрата в любой аксонометрии, которую мы нарисуем, для этого с аксонометрическими осями на пересечении середины сторон параллелограмма лежат точки 4, 3, 2 и 1, с их помощью мы нарисуем эллипс, используя промежуточные точки 8, 7, 6 и 5, также методом аналогичным и описанным выше и определим эллипс в параллелограмм.

в). В плоскости YOX построение правильного шестиугольника для технического рисунка.

/Рис. №17/.

 — На осях ОY и ОХ, проходящих через середину, строим аксонометрию квадрата, на пересечении сторон квадрата с осью ОХ находим вершины /2:1/, а чтобы определить остальные вершины делим пополам точкой N отрезок /0:2/, также пополам делим точкой М отрезок /0:1/ и на четыре равные части делим отрезок /1:2/.

 — Симметричной точке L отмечаем точку К и от одной шестой точки G делим на шесть частей отрезок ОС.

 — Параллельно оси ОХ проведенными через точки К и L проведенными до пересечения с линиями до оси OY проводим через точки N и М линии, таким образом, искомыми вершинами пересечения будут данные полученные точки.

15. ПОСТРОЕНИЕ УГЛОВ И ДЕЛЕНИЕ ОТРЕЗКОВ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА.

/Рис. №18/.

 — С помощью карандаша осуществляется проверка точности деления, для этого точкой О отмечают середину отрезка, которую определяют на глаз, это необходимо, на две равные части разделить заданный отрезок АВ. Полученные величины отрезков ОВ и АО сравнивают путем приложения ногтем большого пальца на карандаше и отмечают точку В, а к точке О прикладывают конец карандаша, таким образом, пока не получится равными обе части от точки О перемещают в право или влево, до тех пор, пока не найдется середина.

 — По вертикали и по горизонтали, нужно отложить отрезки равной длины, для расположенной под углом 45 градусов построенной прямой.

 — По вертикали 7 единиц, а по горизонтали 8 условных единиц нужно отложить расположенной под углом 41 градус для построения данной прямой.

 — По вертикали 1 условную единицу, а по горизонтали 8 условных единиц нужно отложить расположенной под углом в 7 градусов, для построения данной прямой.

 — По вертикали нужно отложить 3 условные единицы, а по горизонтали 5 условных единиц нужно отложить, расположенной под углом в 30 градусов для построения данной прямой.

 — В крайней части отрезка должен укладываться три раза средний отрезок и для этого выбирают величину при делении на 7 равных частей общего отрезка.

 — Делят пополам, но прежде отрезок делят на 3 части для того, чтобы половине крайних равнялся средний отрезок и делят его на 3 части, при делении на 5 равных частей.

 — Похожими методами происходит деление отрезка на 4 равных части и на три равные части общего отрезка, как на рисунке №19.

/Рис. №19/.

   В каких-либо направлениях необходимое число раз откладывают нужную длину отрезка, намечая ее на небольшом кусочке бумаги, это делается для того, чтобы изготовить бумажную линейку в качестве шпаргалки для откладывания одинаковых отрезков, у многих возникают затруднения при недостаточности эскизирования и опыта рисования. Этим методом не стоит увлекаться, это задерживает развитие глазомера и чувства пропорции.

16. МЕТОДИКА РИСОВАНИЙ ЛИНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА.

/Рис. №20/.

   Выдержать прямолинейность отрезка при прямолинейном движении кисти руки дает возможность не только кисть руки, а вся рука, которая должна участвовать в провидении прямой линии. Определенной техникой исполнения должен обладать выполняющий рисунок, также как техника шахматной игры и музыкальная техника — это навык, который нарабатывается совокупностью применения мастерства в конкретном деле.

Упорными систематическими упражнениями приобретается и не требует природных способностей, умение выполнять технические рисунки.

а). Легким движением, через которые, перед проведением прямой линии, определим конечную и начальную точки и едва заметными тонкими линиями начинаем рисовать. Более четкие линии позволяет выполнять карандаш, который берут ближе к острию, получаются ограниченные движения, также на движение карандаша сказывается применяемые в работе, участие пальцев в прорисовке на рисунке предмета отдельных деталей.

Для проведения длинных плавных линий подальше от пальцев должен быть конец карандаша, который имеет остро заточенный грифель, при этом можно касаться бумаги мизинцем и поддерживать средним, держа большим и указательным пальцами для свободного рисования, данный карандаш.

б). Рисование длинных линий для технического рисунка. Из общего направления и не упуская из вида, длинными штрихами стоит по частям рисовать непрерывную длинную и прямую линию, так как почти невозможно провести ее одним движением. Только в местах, где линия получается направленная, новыми штрихами неудачно проведенную линию стоит направлять и стирать ластиком первоначальные штрихи не следует.

/Рис. №21/

в). С лева направо горизонтальные линии и сверху вниз вертикальные линии удобно проводить и относительно соответственных обрезов листа бумаги необходимо чаще проверять вертикальные и горизонтальные направления линий, для этого можно прислонить кисть к краю стола или другой поверхности и по принципу рейсмусовой линейки проводить ровные линии.

17. АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОЕКЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА ПО ГОСТ 2.317-2011.

/Рис. №22/.

   Твердость 2В, В, НВ, 2М и М используются мягкие карандаши для рисования. Необходимые навыки сравнительно быстро позволяющие, приобрести и простота выполнения заключается в особенности технического рисунка, пониманием сущностной объективности предмета, как надо, а не так как вижу, если нужно, то точно по размерам можно строить форму предмета. Простым и условным получается изображение и отсутствуют перспективные искажения, а аксонометрических проекциях. Приведенные значения в рисунке №22 применяется коэффициент искажения для удобства пользования.

Коэффициентом искажения по оси KZ, KY, KX называются, измеренным вдоль координатной оси, к действительным размерам изображения их отношения, таким образом, с искажением натуральной величины, за некоторым исключением, проецируются объекты. Аксонометрической проекцией объекта называется относительно этих осей фиксированного объекта и координатных осей плоскости проекций на одну аксонометрическую плоскость — параллельная проекция.

18. МЕТОДЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РИСУНКА.

/Рис. №23/.

   Проецированием называется процесс получения проекции и плоскость проекции — называется изображение перенесенное на эту плоскость, это может быть тело, поверхность предмета, линия и даже точка, могут быть в качестве геометрического объекта, таким образом, как совокупность геометрических, простейших объектов можно представить любой предмет. На основе перспективных, центральных проекций выполненное от руки наглядное изображение предмета, называется перспективным рисунком.

19. ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   По выполнению технических рисунков, первоначальные навыки и краткие методические указания, приемы и основные сведения дает вам данная статья для использования в практике технического рисования. Верно найти пропорциональные соотношения, правильно передать конструктивные формы, в котором раскрыта ясно и наглядно техническая идея объекта в глазомерном масштабе и выполненное от руки графическое наглядное изображение объекта, называют технический рисунок.

   Односторонне и узко назначение и содержание нельзя трактовать само понятие «технический рисунок», не раскрывая его. Иногда мы эскизом, чертежом, схемой и наброском легко можем выразить все то, что невозможно передать словами и технический рисунок служит нам для передачи мысли и средством ее выражения.

   Иногда, даже решающая, главенствующая роль принадлежит техническому рисунку при выполнении комплекса зданий и интерьера, планировки города и это основной инструмент в работе архитектора, дизайнера, инженера и конструктора.

   Многочисленные рисунки Леонардо да Винчи служат примером в использовании перспективных реалистичных рисунков, что позже очень пригодилось инженерам и изобретателям.

/Рис. №24/.

   Быстрой и удобной формой фиксации творческой мысли является технический рисунок, так как он наиболее простой и немедленного закрепления требует, неожиданно возникший новый образ объекта рожденный в сознании человека, как новая идея для создания нового объекта. Техническое рисование можно считать одним из элементов технической эстетики, ее называют применительно к предметам технической формы художественно творчества, изучающие законы красоты, как самостоятельная наукатехнической эстетики и рисования.

   Компания ООО «Гедаколор-Казань» накопила большой опыт работы в графических программах и с радостью поможет Вам создать ваши уникальные объекты, которые позже мы сможем изготовить для вас нужным тиражом. Обращайтесь к нам удобным для вас способом. Мы открыты для новых и интересных проектов и поможем с реализацией ваших идей.

Скачать ГОСТ 2.317-2011 можно ЗДЕСЬ.

Смотрите наше ПОРТФОЛИО здесь.

КОНТАКТЫ   ПРАЙС-ЛИСТ

Оставляйте заявку и мы с Вами свяжемся.







    ООО «Гедаколор-Казань» — лидирующая компания на рынке металлографики в производственно-технической и в рекламно-сувенирной сфере.

    Обязательство перед нашими клиентами всегда соблюдаем!
    Сроки изготовления оптимальные.

    Любой необходимый материал подберем по желанию клиента!
    У нас изобилие различных материалов.

    Качественное и стойкое изображение!
    Не теряет цвет, не стирается, устойчиво к царапинам.

    Сделаем образцы и пришлем фотографии по согласованию макетов!
    Удобство работы-удаленное согласование.

    Собственное производство позволяет устанавливать цены ниже средних по рынку!

    Читайте похожие статьи: